Come fly with me as high as ever. (с) | Найди свой Таллахасси. ©
Ганнибал
Ганнибал (сериал)
Hannibal (2013 – 2015)

Love Crime

Я обожаю «Ганнибала» с пилотной серии и до потрясного финала третьего сезона. Тем не менее я прекрасно понимаю людей, которым этот многосерийный фильм (даже сериалом называть как-то неудобно), мягко говоря, не понравился. Творение сценариста и продюсера Брайана Фуллера сплошь состоит из исключений и особенностей, которые одновременно являются безусловными плюсами и неприемлемыми минусами для разных категорий зрителей. Сейчас я попытаюсь проанализировать эти особенности, чтобы понять, чем именно мне так дорог «Ганнибал».

Во-первых, жанр этого произведения трудно определить однозначно. Кто-то назвал бы его детективом, кто-то триллером, кто-то криминальной драмой. Для меня же это в первую очередь «история любви», как охарактеризовал своё детище сам Фуллер. О странной, нездоровой, патологической, даже разрушительной, но всё равно прекрасной любви. Гаррет Джейкоб Хоббс любит свою дочь Эбигейл. Красный Дракон любит Рибу. И совершенно по-особенному любят друг друга Уилл и Ганнибал.

Во-вторых, сериал не дословная экранизация романов, а самобытная авторская интерпретация, «сочинение на тему». Некоторым поклонникам книг это может прийтись не по душе. Я в свою очередь читала романы Харриса, и это первый в моей жизни случай, когда кино произвёло на меня большее впечатление, чем книга. Конечно, не было бы Харриса — не было бы экранизаций истории о гениальном психиатре-психопате-каннибале, но сценарий приятно меня удивил неожиданными, порой сумасшедшими поворотами сюжета и переосмыслением многих персонажей.

В-третьих, атмосфера сериала сногсшибательна. Людям, работавшим над декорациями, костюмами и блюдами на столе Ганнибала, нужно поставить памятник. Визуальный ряд отвечает всем требованиям самого придирчивого эстета. Через призму сознания Уилла зритель погружается в мрачную, элегическую и крайне зыбкую реальность фильма. В одном эпизоде буквально слышишь хруст сухих листьев под своими ногами, ощущаешь тревожное дуновение ветра, вдыхаешь запах хвойного леса и полуразложившихся трупов, а в следующий момент ты уже паришь в беспросветном мраке вместе с Уиллом, отгоняя призраков или преследуя гигантского оленя. Нельзя не упомянуть о системе образов сериала, позволяющих глубже проникнуть в сознание героев. Особенно меня впечатлило соединение образов Шивы и Вендиго в кабинете доктора Лектера.

Вот я и подбираюсь к самому вкусному.

В-четвёртых, актёрский состав. Я не могу представить, что в жизни эти актёры — совсем другие люди. Персонажи яркие, индивидуальные, и многие из них бережно хранят скелеты в шкафах и вырезки в холодильниках.

Больше всего хочется сказать о двух главных актёрах/персонажах. Дэнси и Миккельсен сражают наповал и влюбляют в себя с первой серии. Уилл Грэм — профайлер-эмпат, остро чувствующий и понимающий маньяков-психопатов. Он и сам без пять минут психопат, но пока что в его личности одерживает верх человечная, рациональная сторона. Ганнибал Лектер в исполнении датчанина — настоящий падший ангел. Он творит зло, искушает людей, но все его злые деяния ничтожно малы по сравнению с жестокостью Бога. Таков сюжетообразующий дуэт сериала: «сгорающий» от внутренней борьбы Уилл и обжигающе ледяной Ганнибал, давно принявший свою неподвластную обычному уму сущность.

Отношения между этими героями хочется выделить в отдельный, пятый пункт. Джек Кроуфорд назвал Грэма и Лектера «идентично разными». Они действительно очень похожи: оба обладают незаурядным интеллектом, мощным талантом к пониманию людей и манипулированию, и оба они крайне одиноки. Но между ними есть большое различие: Уилл отрицает свою натуру, Ганнибал даёт волю своим инстинктам, хотя его нельзя назвать абсолютным злом. У доктора есть своя система принципов и ценностей, он живёт в своём собственном мире, подобрать ключ к которому оказался способен, видимо, только Уилл. Герои неудержимо притягиваются и меняют друг друга. Их отношения трансформируются из заинтересованности в дружбу, затем в ненависть, вражду, тоску друг без друга и, наконец, в единение, слияние, что в их случае, быть может, и есть любовь.

В целом «Ганнибала» поймут и оценят по достоинству далеко не все. Мне понадобилось посмотреть его два раза, чтобы творящаяся на экране вакханалия выстроилась в голове в логическую цепочку действий и последствий. И со второго раза я прочитала в красноречивых взглядах Уилла и Ганнибала больше, чем между строк их метафорических диалогов.

Напоследок хочется сказать о важной и очень странной детали: что бы ни творил в данном сериале доктор Лектер, у меня этот персонаж вызывал восхищение. Может, всему виной очарование Миккельсена, а может, в наших тайных симпатиях и кроется главная загадка Ганнибала.

Шедевр.

10 из 10