Come fly with me as high as ever. (с) | Найди свой Таллахасси. ©
Лев Николаевич Толстой начал «Анну Каренину» с резюме, одной фразой описав сюжет всего романа. Даже не столько описав, сколько дав ему (сюжету) оценку и поделившись с читателем профессиональным писательским секретом. Противопоставив счастливые семьи несчастным, классик дал завуалированное объяснение тому, почему он рассказывает о последних. Условное «счастье» известно каждому (даже если и не всем доступно), следовательно, не стоит о нём и речь вести. Напротив, несчастье — в каждом случае уникально и достойно отдельного рассказа (а в данном случае — внушительного романа), что великий русский писатель блестяще доказывает увлекательным и поучительным повествованием о злоключениях заглавной героини и остальных действующих лиц, поголовно несчастных. Так Толстой выразил старую мысль о том, что Добро само по себе обыкновенно и скучно, а Зло — оригинально, многолико и разнообразно.

Зло имеет индивидуальный подход к каждому и предлагает свои услуги в широчайшем ассортименте. А самое большое зло Зла в том, что оно захватывающе интересно. И очень показателен в этом плане сериал «Игра престолов», который вот уже четвёртый сезон живописует нам прелести Греха во всех его обличьях. Именно так, с большой буквы, потому как только он один и является главным героем сериала — все остальные персонажи второстепенны и, по сути своей, всего лишь сосуды для пороков. А поскольку людских грехов, грешков и прегрешений существует в избытке, то никто не ушёл обиженным, и каждому досталось даже не по одному, а по целому букету, любовно и со вкусом составленному создателями сериала. И вряд ли кого-то могут обмануть декорации средневекового фэнтези — это сага о дне сегодняшнем. О самом дне настоящего, на которое человечество стремительно падает, даже не замечая этого.

* * *

Случается, что в исследовательских целях обращаясь к низости человеческой, творцы (писатели, художники, режиссёры) заставляют своих героев совершить падение. Но нужно быть Толстым, Достоевским, Гёте или Горьким, чтобы, не поддаваясь тлетворному очарованию этого самого дна, с головой забираться в его глубины, а после восходить обратно и выводить вместе с собой читателя морально утвердившимся и духовно окрепшим. Джордж Мартин — фигура масштабом много мельче, и сравнивать его творчество с творениями классиков нельзя. Жанр развлекательного чтива может рядиться в любые одежды, но суть его остаётся неизменной. Палп всегда создаётся исключительно для — нужное подчеркнуть — развлечения, отвлечения, удовольствия, наслаждения. А такой мрачный, полный крови, плоти и насилия мусор, как «Игра престолов» — для наслаждения злом.

Грех, в классическом его понимании — это обязательный ингредиент представления, важная его составляющая, его основа. Самое же страшное для любого шоу — это скука. Быть скучным (то есть руководствоваться нравственными установками и моральными ценностями) — грешно. И смертельно. Потому положительные персонажи сериала изначально обречены. Таков закон: здесь нельзя быть хорошим. Добрякам здесь не место. Хороший персонаж — мёртвый персонаж. Я знаю поклонников сериала, которые искренне переживают за своих любимцев и радуются, когда те совершают какие-нибудь подлости, ведь это значит, что у них увеличиваются шансы на выживание. Те же, кто принципиален, честен и справедлив — однозначно будут казнены демиургом этой вселенной, и сделано это будет с особой изощрённостью.

* * *

Фэнтези — мир фантазии. Мир грёз, мир мечты, мир желаний, в данном случае скверных и тёмных. Для его воплощения в реальность не понадобилось вселенской магии, хватило телевизионного колдовства. Зло пришло в каждый дом и заявило во всеуслышание: будешь добрым — умрёшь! Будешь отзывчивым — умрёшь! Будешь справедливым — умрёшь! Будешь искренним — умрёшь обязательно! Выбирай: хочешь быть отравлен? Или заколот, убит в бою (это в лучшем случае), повешен, обезглавлен, кастрирован (после этого можно даже остаться в живых, персонажей-кастратов — в избытке), изнасилован (после убит), съеден, заморожен, околдован, сожжён, закопан живьём, замучен в пытках. Как, ты не хочешь умирать? Тогда убивай сам! Предавай! Продавай! Воруй! Унижай! Насилуй! Интригуй! Соверши зло первым, пока его не совершили над тобой.

Средневековье не где-то там — далеко в прошлом. Средневековье внутри современного человека, оно заперто, до поры до времени, в подсознании, но освободить его, как оказалось, очень просто. И лучшим доказательством тому служат общемировые политические события последних нескольких лет (взять хотя бы тот же «вирус революций»). Слой цивилизации настолько тонок, что содрать его легко, особенно, если предварительно провести соответствующую обработку поверхности. Массовая культура и есть тот самый абразив, та «мелкая шкурка», которая снимает различия между плюсом и минусом, стирает грань между добром и злом. Насилие, убийство, ложь и воровство — какой же это грех? Это уже норма даже для, в общем-то, положительных героев. И на этом трансформации не заканчиваются. Зло никогда не останавливается на достигнутом, и всегда идёт дальше. Инцест, педофилия, каннибализм — темы, бывшие раньше запретными; табу, о котором нельзя было даже упоминать в порядочном обществе, теперь, если даже открыто и не демонстрируется (пока), то уже беззастенчиво обсуждается. Ведь это очень эффектно: дать красочную оценку персонажу, сказав, что он съел своих родителей, обрюхатил дочерей, или убил и изнасиловал сестру…

Злу не нужно больше оправдания. Нет необходимости прикрываться гуманистическими идеями или пришедшими им на смену либеральными «ценностями». И так уже всем понятно, что в этот мрак зритель погружается не для того, чтобы через все испытания, выпавшие на долю героев, всю несправедливость и безысходность вывихнутого мира показать торжество светлого и высокого в человеке, когда на фоне кромешной тьмы вдруг вспыхнут ослепительно яркой звездой высшие идеалы. Нет их, идеалов. Ни у кого. Если у кого и были — они быстро сгинули, не прожив больше одного-двух сезонов. Все остальные бьются исключительно за себя. А движет ими алчность, эгоизм, месть, маниакальное стремление к власти и богатству. Экранному Злу не надо оправдываться, у него другая цель — оправдать реальность, что по ту сторону экрана.

* * *

В своё время широкая популярность подразумевала ответственность творца. Например, молодой писатель Артур Конан Дойл, создавая своего Шерлока Холмса исключительно для заработка, не подозревал, что тот станет героем целого цикла, и сначала наделил сыщика таким пороком, как наркомания. С ростом популярности знаменитый детектив утратил эту привычку, и в большинстве произведений она просто не упоминается, потому что автор понимал всю ответственность, которую несёт его герой, и не хотел делать его дурным примером для читателей. Похоже, что Джорджа Мартина это совсем не беспокоит, и он сознательно выбрал своим ремеслом воспевание греха.


Сказка о потерянном времени

Сделал вторую героическую попытку посмотреть этот сериал. При первой попытке бросил на первой же серии первого сезона. Прошло время. Я удивлялся такому высокому рейтингу, и под воздействием рекомендаций некоторых поклонников в интернете, а также одного знакомого решил сделать второй заход. Я подумал, что может то чувство брезгливости, которое вызвала тогда первая серия-это случайность. Но оказалось, что не случайность.

Я стойко выдержал полтора сезона, да и то под воздействием знакомого, который заклинал не бросать, и что 'со следующей серии тебе должно понравиться'.Но в каждой серии было то же самое-бесконечное бла-бла о чьх то притязаниях на трон, перечисление кучи имён, которые уже хотелось начинать записывать и заучивать, ибо от их обилия и тонкости их взаимоотношений(неужели эти разборки интересны?) взрывался мозг. В перерывах разговоров(а часто и в их процессе) трахали шлюх, сестёр, дочерей/мацали сиськи/кормили грудью 10-ти летних детей или отрубали башку/вырывали глотку/вспарывали живот. Когда слишком долго (ну минут 5) на экране не мелькали сиськи, то происходило нечто подобное: когда парализованный мальчик вёл диалог со служанкой, к ним подошёл жирный мужик, продемонстрировал свою большую колбасу и удалился. Тут я задал вслух вопрос 'Что это было?' Да ничего, просто так.

Среднестатистическая речь в сериале звучит примерно так: 'Мы, славные Снорки, накажем этих гнусных Ланцетников. Клянусь своими яйцами, что я этим мечом, твёрдым как моё мужское естество, нашинкую кучу Ланцетников, а их главарю, грязному сыну шлюхи, я отрублю чресла и заставлю его их сожрать. Потом мы изнасилуем всех их женщин, убьём их и снова изнасилуем. После этой великой победы мы устроим пир и оргию, на которой перетрахаем вообще всё,что движется'. Я как-то пытался абстрагироваться от сплошной грязи, успокаивал себя, что это просто их фишка, что сейчас начнётся что-то захватывающее, но с каждой серией надежда таяла. Тогда я начал понимать, зачем нужно такое обилие грязи: да просто нужно же хоть чем-то удержать внимание незрелого зрителя, когда сюжет проседает. Небольшая надежда на лучшее начала появляться, когда отряд вышел за пределы стены. Вот сейчас что-то будет! Ан нет. Они просто встретили очередного больного извращенца, который сожительствовал со своими дочерьми. Ждал-ждал я чего-то эпического, пока в итоге не понял, что даже если что-то грандиозное и начнётся, то оно мне уже и не нужно, так как мерзкая атмосфера сериала отравила всё. В общем, создатели сериала что называется просекли фишку, что главный секрет успеха - это секс и кровь. Для общества, страдающего дэдпулом головного мозга, большего и не требуется. В мире самое прибыльное-это порнуха, торговля оружием и наркотой. Так что высокий рейтинг чего-то не говорит о качестве. Чтобы отмыться от нечистот Игры престолов, пойду пересмотрю Властелин колец.(Надеюсь мои словечки и описание не послужат причиной забраковки рецензии. Ведь в сериале все так и выражаются, всё это показывают и нормально)

За иногда красивую картинку 0,5 балла. За Шона Бина ещё 0,5 балла. Так что

1 из 10